Общие сведения.
Возникновение учетно-распределительных органов в уголовно-исполнительной системе - явление закономерное. Значительное влияние на этот процесс оказали развитие юридической науки и практики, проведение тюремной реформы 1879 года, появление в означенный период специальных методов и способов исследования. Вместе с тем вплоть до 1917 года указанные полномочия выполнялись от случая к случаю различными органами и отделами.
23 июля 1918 г. было принято Постановление Наркомюста РСФСР «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)», в соответствии с которым в системе управления уголовно-исполнительной системы было выделено самостоятельное распределительное отделение с функциями учета и размещения арестантов в местах лишения свободы.
Деятельность служб специального учета неотрывно связана с функционированием учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и во многом определяет законность отбывания наказания осужденными, а также содержания лиц под стражей в следственных изоляторах.
В целях повышения престижа службы в подразделениях специального учета, развития, укрепления и совершенствования службы специального учета приказом директора ФСИН России (приказ от 20.06.2007 № 327) 23 июля объявлен Днем работника специального учета уголовно-исполнительной системы.
Начальник Управления исполнения приговоров и специального учета:
Первый заместитель начальника управления:
полковник внутренней службы Лещев Виктор Иванович
Основные функции:
точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
направление осужденных к лишению свободы к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие;
подготовка предложений о создании, реорганизации и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, изменению их лимита и вида режима для представления в установленном порядке в Минюст России;
рассмотрение письменных обращений граждан, предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, относящихся к компетенции Управления;
организация исполнения актов об амнистии; сбор сведений о ходатайствах осужденных о помиловании;
исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных для отбывания наказания в государства их гражданства и экстрадиции;
подготовка и исполнение представлений о нежелательности пребывания (проживания)
в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы.
В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами Минюста России, ФСИН России, международными договорами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные задачи управления:
Организационно-методическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
Соблюдение законности при помещении в СИЗО и ПФРСИ, лиц, взятых под стражу, направлении осужденных в исправительные учреждения, размещении их по видам режима, переводе из одного исправительного учреждения в другое, освобождении осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Организация сбора и согласования с заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России материалов по созданию, реорганизации, ликвидации, изменению видов режима и лимитов наполнения СИЗО и ИУ, исполняющих наказания, а также созданию и ликвидации изолированных участков ИУ, а также изолированных участков, функционирующих как тюрьма, ПФРСИ.
Организация исполнения решений судов о передаче осужденных иностранных граждан в государства их гражданства, а также приеме для дальнейшего отбывания наказания в Россию граждан Российской Федерации, осужденных судами иностранных государств.
Организация исполнения постановлений (поручений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а также приеме из-за рубежа для привлечения к уголовной ответственности граждан Российской Федерации.
Сбор материалов в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, необходимых для подготовки представлений ФСИН России о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Подготовка информации в Администрацию Президента Российской Федерации о ходатайствах осужденных о помиловании, поступивших в территориальные органы ФСИН России и направленных в комиссии по вопросам помилования.
Участие в подготовке проектов федеральных законов, межгосударственных договоров и соглашений, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов, распоряжений и указаний Минюста России, ФСИН России по вопросам, связанным с деятельностью исправительных учреждений, а также по организации исполнения международных обязательств в части экстрадиции.
Структура управления:
отдел специального учета и перспективного развития исправительных учреждений;
отдел по работе с обращениями граждан по линии деятельности специального учета;
отдел по вопросам передачи осужденных в государства их гражданства;
отдел по вопросам нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан.